22-23
СЕНТЯБРЯ
[
]
]
[
Способ для ZeroBlock ***ShapeBlockShadow***

1) Создаём в ZeroBlock элемент Shape:
- удаляем у него заливку
- настраиваем тень
- выставляем привязку WindowContainer
- установим размеры в процентах высота и ширина по 100%
- поставим его на самый нижний слой
- заблокируем его перемещение LOCK
2) В настройках фона ZeroBlock выставим параметр overflow:visible
22-23
СЕНТЯБРЯ
[
]
]
[
Способ для ZeroBlock ***ShapeBlockShadow***

1) Создаём в ZeroBlock элемент Shape:
- удаляем у него заливку
- настраиваем тень
- выставляем привязку WindowContainer
- установим размеры в процентах высота и ширина по 100%
- поставим его на самый нижний слой
- заблокируем его перемещение LOCK
2) В настройках фона ZeroBlock выставим параметр overflow:visible
22-23 СЕНТЯБРЯ
Нико ван Уденховен
Игра и дети: радость и польза для каждого
Цель настоящей статьи включает три задачи: вывод дискуссий за рамки обсуждений очевидных вопросов на тему важности игры для детей; подчеркивание необходимости для девочек-подростков и их желания проводить свое свободное время в безопасном месте и без надзора со стороны взрослых; призыв к охвату новых аудиторий. Первая задача достаточно проста, но не всегда дает нужный результат, вторая может вызвать сопротивление со стороны многих, а третья на первый взгляд кажется несколько странной, но ее реализация принесет плодотворные результаты. Все три задачи имеют одну общую черту: они могут оказать положительное влияние на дискуссии о концепции и практике игры, которая крайне важна, хотя и находится, судя по всему, под угрозой «исчезновения».
Ключевые слова: игра, свободное время, риски и потребности современных детей

    1. Выход за пределы обсуждения очевидных вопросов

    Без преувеличения каждый день мы сталкиваемся с доводами ведущих специалистов по вопросам воспитания детей, которые высокопарно заявляют о том, что «игра положительно влияет на развитие детей» и что «детям должны быть предоставлены все возможности для такого развития», как будто бы это открытие века. Игра, безусловно, имеет важное значение. Мальчики и девочки, конечно же, должны много играть. Это кажется несколько странным тем, кто активно и долго работает с детьми, потому что они слышат подобные фразы каждый день. Слышали такое и в прошлом. Эти люди, наверняка, чувствуют, что несмотря на такие повторяемые из раза в раз заявления, дети играют все меньше и меньше, если не учитывать компьютерные игры в домашних условиях, и возможности для игр уменьшаются или, по крайне мере, не увеличиваются.

    Весьма показательным в данном случае является исследование по вопросам общественной безопасности, проводившееся в 2018 году в Торонто, Канада, городе с крайне развитой инфраструктурой. Более половины людей считают город опасным как для велосипедистов (как правило, это молодые люди, канадцы более старшего возраста могут водить автомобили с 16 лет), так и для пешеходов. Едва ли можно найти детей, которые хотели бы играть вне дома [1].

    Результаты опроса общественного мнения по Гэллапу в США в 2017 году также подтверждают подобные выводы. Они показывают резкое сокращение времени, которое отводится мальчикам и девочкам на такой вид игры, когда сами бы дети определяли, как именно им играть, и это несмотря на неоспоримые доказательства того, что именно такой подход приносит им огромную радость, благотворно влияет на их самочувствие и развитие [2].

    Причин такого снижения игровой активности может быть огромное множество. Одним из главных виновников, вероятно, является образовательное учреждение. Министерства образования, возглавляемые мощными международными структурами, например, Всемирным банком, продолжают подталкивать детей к получению знаний уже на самых ранних этапах их жизни. Обучение они понимают исключительно как достижение определенных результатов в учебной деятельности. Такой подход весьма известен: без учета обычных «уроков творчества», включенных в стандартное расписание большинства детских садов, основным упором действующих программ развития детей дошкольного возраста является приобщение маленьких мальчиков и девочек к знаниям, чтобы они могли достигать хороших результатов в начальной школе, затем в средней школе и т.д. Конечная цель такой методики заключается в том, чтобы сделать из них профпригодных и трудоспособных граждан. Такую цель можно понять и оправдать, но она крайне узка. В Нью-Йорке были отменены традиционно устраиваемые в конце каждого года праздники с песнями и танцами, так как учителя посчитали, что требуется больше времени на «подготовку дошкольников к колледжу и профессиональной деятельности» и создание условий для обучения их «воспитанников»; они ощущали давление, поскольку полагали, что их работу будут оценивать в зависимости от того, какой балл получат дети на экзамене, и чувствовали, что необходимо готовить детей к «колледжу и профессиональной деятельности».[5]

    Преподаватель Фарид Абу Гош сожалеет по поводу того, что родители на западном берегу реки Иордан в Палестине отправляют своих трехлетних детей в школу не для того, чтобы они играли, а для того, чтобы они учились.[6] Если мы говорим о городах с весьма развитой инфраструктурой, то до определенной степени можно смягчить последствия такого подхода путем создания дружественной детям среды. Но в бедных районах учебные помещения будут превращены в скучные и неприветливые классные комнаты.

    Вместе с тем образовательные учреждения и поддерживающие их организации продолжают настойчиво утверждать, что игра должна содействовать реализации более важной задачи: достижение положительных результатов в обучении. Так, основной программой, реализуемой крайне авторитетным Фондом Лего (принадлежит Группе «Лего»; да и в какой семье не было конструктора «Лего»?), является «Обучение в игровой форме» — компания продвигает эту идею по всему миру. Благородная цель, но в процессе ее достижения в жертву может быть принесена сама суть игры как что-то крайне ценное и радостное для детей.[7]

    Едва ли можно найти какие-то национальные правительства и негосударственные организации, которые бы не хотели, чтобы школу посещало как можно большее количество детей младшего возраста. В настоящее время такая цель достигается, главным образом, за счет снижения возраста приема детей в начальную школу. Возраст детей большинства европейских начальных школ сегодня составляет четыре-пять лет, в то время как еще несколько десятилетий назад в школы принимались дети шести-семи лет. Менее развитые страны поступают аналогичным образом. Так, в начальных школах Турции, в которые традиционно принимались дети в возрасте семи лет, сегодня могут учиться дети пяти-шести лет [8], в то время как в Зимбабве все начальные школы сегодня обязаны принимать детей в возрасте пяти лет. [9] Несомненно, что такие школы, как и школы во многих странах Западной Европы, будут принимать детей более раннего возраста.

    Проблема, связанная с этой тенденцией, заключается в той монопольной позиции, которую занимают министерства образования по отношению к жизням мальчиков и девочек. Хочется знать, в какой степени другие министерства, особенно в сфере здравоохранения, социального обеспечения, культуры и защиты, сегодня соблюдают «законные интересы ребенка». Кажется, что эти интересы отошли на второй план.

    Россия — одна из немногих стран, которые не поддерживают этот тренд, проводя четкие разграничения между детским садом и начальной школой (возраст приема в школы не снижается) и, что немаловажно, создавая вокруг детей богатую и разноликую в культурном отношении среду.

    Вдохновленные опытом России, в нашей статье «Развитие детей дошкольного возраста в культурной среде» мы приводим доводы против «школофикации» детства, которая, как мы полагаем, препятствует благополучному и здоровому развитию детей. Идея «развития детей дошкольного возраста в культурной среде» также расширяет традиционное определение «игры», включая в это понятие прогулки на природе, бесконтактные виды спорта, заботу о животных, совместное приготовление и прием пищи, садоводство, совместные занятия музыкой и другой творческой деятельностью. Исследование также предоставляет достаточно убедительные данные о том, что такое развитие детей дошкольного возраста в культурной среде благоприятно влияет на все сферы жизни детей, включая образование.

    Для опроса мнения обычных людей мы попросили группы детей в возрасте 10-12 лет, подростков и молодых людей в возрасте 16-22 года, а также взрослых старше 30 лет из 18 стран мира выбрать одно из двух утверждений: «развитие и обучение детей в детском саду должно осуществляться через игры, общение с природой, пение, изобразительное искусство, танцы и рисование» или «детский сад должен обучать детей чтению, письму и математике».
    Результаты опроса представлены в таблице 1.

    Таблица 1: Коллективные ответы групп детей, молодежи и взрослых из 18 стран.

    Ответы на вопрос: «Развитие и обучение детей в детском саду должно осуществляться через игры, общение с природой, пение, изобразительное искусство, танцы и рисование?» или «Детский сад должен обучать детей чтению, письму и математике?»

    Практически все опрошенные поддерживают игровую форму обучения, однако есть и исключения, в частности, респонденты из Ирака и молодежь из Южной Африки. Ответы первой группы можно объяснить тем фактом, что все участники этой группы жили в лагерях беженцев, в то время как опрошенные из Южной Африки жили в основном в обветшалых городках. Сложнее оценить равнодушную позицию Канады, которая может быть связана с установленными престижными университетами страны балльными критериями приема и высокой конкуренцией.[10]
    Рис. 3. Последние события в Парке Горького в Москве демонстрируют, как новая идеология может создать увлекательную, безопасную и игровую среду для всех: детей, пенсионеров, матерей с детьми, учеников..., а также девочек-подростков без сопровождения их старших братьев, дядей или отцов. Этот парк до его реконструкции по инициативе политика Сергея Александровича Капкова в 2011 году, мягко говоря, не внушал доверия. Сейчас Парк Горького — это экологически чистое приветливое всесезонное и волшебное место, которое может посетить каждый. Парк оснащен сетью Wi-Fi и множеством площадок для творчества, являющихся источником вдохновения, развития воображения, исследований и многих других важных компонентов игры. Фотографии: depositphotos.
    2. Безопасные места для отдыха девочек-подростков без надзора со стороны взрослых. Школа

    Когда говорят о детских играх, обычно речь идет о маленьких мальчиках и девочках. Так, советник Патрин Ватанатада активно продвигает инициативу Urban95, пытаясь убедить местные власти и жителей в необходимости проектирования городов и управления городами с позиции детей ростом не более 95 см: «их самых маленьких детей». Несомненно, когда мы говорим об играх, мы держим в уме именно таких детей.

    Историк Йохан Хёйзинга в своей книге «Человек играющий» подчеркивает то, что интерес к игре и способность играть имеет важное значение не только для детей, но и человека как такового. Показательно то, что историк перечисляет пять критериев, которые, по его мнению, важны в вопросе игр: свобода, выражение свободы; игра — это вид деятельности, который отличается от обычной или реальной жизни; игре отводится специальное место и время; упорядоченность; игра не преследует финансовые интересы. [13] Первая и последняя характеристики, по всей видимости, требуют повторения. Следуя примеру Хёйзинга, музыкант, журналист и политический деятель Пэт Кейн приводит убедительный довод в отношении полезных свойств игры для людей всех возрастов, наций и рас. Он утверждает, что деятельность в мире бизнеса, искусства и политики, по сути, носит игровой характер. Игра должна проникать в этические нормы жизни или, как он говорит, люди должны «разбираться во всех формах игр, в которые играет человек». [14]

    Что в основном, если не полностью, игнорируется во время дискуссий и на практике, так это потребности и желания девочек-подростков. Да, многие из них еще дети, и не только потому, что они отнесены к этой категории в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка. Эта категория молодежи не хотела бы, чтобы то, чем они занимаются, рассматривали как «игру». Они «проводят время», но в конечном счете это сводится именно к ней. Девочкам практически во всем мире становится все более сложно проводить свободное время без постоянного присмотра их родителей или других опекунов мужского пола. Это особенно относится к девочкам-подросткам. Места для безопасной игры и отдыха без присмотра взрослых, которые нужны любому молодому человеку для свободного исследования, экспериментирования, общения, проявления себя в физическом плане, а также развития, находятся под угрозой в связи с урбанизацией. Более того, существуют реальные и ощутимые угрозы со стороны людей, которые могут нанести вред. Девочками все сложнее и сложнее найти место для безопасного отдыха без присмотра взрослых.

    Такая ситуация особенно характерна для стран, в которых наблюдается четкая гендерная сегрегация, будь то на основе религии, социального класса, традиционных ценностей или иных факторов, и в которых мальчикам уделяется больше внимания, чем девочкам. Это катастрофическая ситуация, так как девочки вынуждены следовать предписаниям социума, которые могут идти вразрез с их собственными позициями в отношении будущего. Многие из них оказываются взаперти под крышами домов или на обнесенных забором территориях, на которых они слоняются без дела, зачастую с безразличием ожидая замужества. Кроме того, в типичных современных и постмодернистских сообществах усиливается тенденция «закрыть» девочку дома и ограничить ее возможности для игры, спорта или досуга. И все это под пристальным надзором взрослых. Обнесенные оградой сообщества (не только элитные) сегодня становятся нормой. Девушки вынуждены перемещаться до места назначения и обратно в сопровождении родителей, членов семей мужского пола или наемных работников.

    Современные технологии GPS только способствуют упрочнению такой тенденции ограничения свободы и в еще большей степени подвергают риску здоровое и всестороннее развитие подростков. Несмотря на отсутствие достаточного документального подтверждения негативных последствий непрерывного контроля и ограничений, все доказательства указывают на одно. Такая ситуация также влияет на выполнение подростками обязанностей в их взрослой жизни.

    Как такая ситуация влияет на позиции не только подростков, но и общества в целом в отношении гендерных вопросов, например, индивидуальности, равенства и самооутверждения? Как школьная программа может решить такие вопросы? Каковы масштабные последствия в отношении воспитания понимающей успешной молодежи и более продвинутого общества? В этом контексте весьма актуальны вопросы подростковой беременности, отказа от посещения школы и суицида.

    Любопытно отметить, что согласно результатам исследований девочки, находящиеся без пристального надзора взрослых, меньше занимались формализованной структурированной деятельностью и не сразу приступали к выполнению домашней работы, но с большей вероятностью были более активны в физическом плане, чем девочки, содержавшиеся под присмотром. [15] Психолог Питер Грей в своей книге «Свобода обучения» предоставляет множество доказательств того, что у детей, играющих только в присутствии своих родителей, на более поздних этапах их жизни наблюдаются серьезные психические и поведенческие расстройства.[16] Вероятно, такие проблемы могут возникать не только у детей, но и у девочек и молодых девушек, постоянно проводящих свое свободное время в присутствии взрослых. Пришло время назвать вещи своими временами: это нарушение прав молодых девушек.
    Рисунок 4. Если политические деятели, общественные организации, родители и другие люди объединятся, то очень многого можно добиться и без больших затрат, всего лишь приложив немного усилий. Этого не произошло в ситуации, отраженной на фото слева; инициативы были успешно реализованы на фото справа [Фото: Янтье Бетон].
    3. Охват новых аудиторий

    Весьма вероятно, что этот текст и все остальные материалы к данному Справочнику читают или пишут только педагоги, воспитатели или люди, имеющие профессиональную заинтересованность в жизни детей. И автор настоящей статьи не исключение. В конференциях на тему образования обычно участвуют те же люди. Если не считать приглашенного на мероприятие обязательного докладчика-провокатора, основная цель мероприятия — это в основном мотивация и создание положительных настроений для всех, и, что более важно, непосредственное общение и выстраивание новых сетей контактов. Эти результаты не следует преуменьшать, так как они крайне важны для поддержания жизненно необходимых систем и деятельности людей, являющихся частью таких систем и сильно любящих воспитываемых ими детей и подростков. Однако они также склонны повторять и реализовывать уже устоявшиеся идеи. Проигрывается все та же музыкальная композиция, но в лучшем случае, используются другие инструменты. Иногда кажется, что ты говоришь со своим отражением в зеркале. Необходимые изменения, не говоря уже об инновациях, происходят крайне медленно. Это совершенно точно должно быть затронуто в обсуждениях важности игры не только для детей, но и для всех людей вообще.

    Один из выходов из такого положения — это покинуть свою «раковину» и выйти на новые нетрадиционные аудитории: почему бы не поговорить о многочисленных преимуществах игры с полицейскими, градостроителями, владельцами магазинов, строителями, водителями такси, социальными работниками, архитекторами, фермерами, медийщиками, представителями духовенства... людьми? Все они когда-то были детьми, и многие из них играли. Они, как и многие другие, будучи членами семей и их соседями, создают сообщества и общества и несомненно могут сказать много важного о роли игры. Многое из того, что является среди педагогов общеизвестной истиной или утвержденной практикой, может быть интересным и принципиально новым для них и даже приветствоваться ими. И, конечно же, они могут внести новые идеи. Однако они также живут в своих «раковинах» или бункерах и, возможно, еще не готовы покинуть их и выстраивать отношения с людьми за их пределами. Однако, когда это случается и люди с разных районов собираются вместе и, что немаловажно, когда они могут посмотреть на вещи с позиций других людей [в идеале в игровой форме], то иногда, как показывает анализ успешных историй о том, как совместными усилиями можно создать условия для игр, чудо происходит. Один из великого множества недавних примеров: занимающийся расследованиями журналист Томас Фридман пишет о восстановлении заброшенного города Ланкастера, штат Пенсильвания, США, и создании в нем благоприятных для игр условий собравшимися вместе местными сообществами, бизнес-лидерами, педагогами, меценатами и представителями местных органов власти. Фридман говорит о том, что аналогичная инициативам на макроуровне изобретательность может наблюдаться и на уровне кварталов или даже улиц. [17] Примером этого стала работа нескольких молодых специалистов, обладающих различными знаниями в вопросах развития детей, которые по приглашению посетили одну неприглядную, совершенно бесперспективную, мрачную и грязную улицу Анкары с тем, чтобы разработать предложения по реконструкции этой улицы, чтобы «детям было приятно там находиться». На разработку таких предложений им предоставили всего двадцать минут. Результаты были столь впечатляющими, реальными и доступными, что муниципалитет Анкары выразил заинтересованность в том, чтобы реализовать такие предложения. [18]

    Список литературы

    1. Abu Gosh, Farid, (2003), Walking the tightrope', Jerusalem: Modern Arab Press.
    2. Edwards, Peter, (2014),'Kindergarten pageant cancelled so kids can keep studying', Toronto Star, 30 April.
    3. Forum Research, (2018),'Half of Those Aware of Vision Zero Say It's Not Doing Enough', Forum Research, 9 July.
    4. Friedman, Thomas, (2018),'Where American Politics Still Work From the Bottom Up', The New York Times, 4 July.
    5. Gray, Peter (2013), Free to Learn: Why Unleashing the Instinct to Play Will Make Our Children Happier, More Self-Reliant, and Better Students for Life, Basic Books, New York.
    6. Huizinga, Johan, (1938), Homo Ludens, Haarlem: H.D. Tjeenk Willink.
    7. Kane, Pat, 2004, The Play Ethic, London: MacMillan.
    8. MissionNewsWire, (2015),'UGANDA: Don Bosco Elementary School Planning Additional Kindergarten Class to Meet Growing Need', 27 January.
    9. NIHA-ICDI Diploma Course on ECD, (2010). For information, contact: www.ICDI.nl.
    10. Özgan, Habib, (2010),'Comparison of early childhood education (preschool education) in Turkey and OECD countries', Educational Research and Review, 5 (9), pp 499-507.
    11. Rushovich, Berenice R. et al (2006),'The relationship between unsupervised time after school and physical activity in adolescent girls', International Journal of Behavioral Nutrition and Physical Activity. 3:20.
    12. Rwaterera. Gunhu M, M. Rose Mugweni and Thelma Dhlomo, (2011),'Integrating early childhood development (ECD) into mainstream primary school education in Zimbabwe: Implications to water, sanitation and hygiene delivery', Journal of African Studies and Development, July, Vol 3 (70, pp 135-43.
    13. See: http://www.infotaste.com/environmental-ethics-in-russian- preschool-education/; accessed:14 July 2018.
    14. Van Oudenhoven, Nico and Rona Jualla van Oudenhoven, (2014), Culturised Early Childhood Development. Antwerp Garant. A Russian translation is available at Publishing House Mozaika- Sintez, Moscow.
    15. Zosh, Jennifer, M., Emily J. Hopkins, Hanne Jensen, Claire Liu, Dave Neale, Kathy Hirsh-Pasek, Lynneth Solis and David Whitebread, (2017), Learning through play: a review of the evidence'. Billund: Lego Foundation, November.
    16. http://ww2.melissaanddoug.com/MelissaAndDoug_Gallup_ TimetoPlay_Study.pdf; accessed:13 July 2018.
    17. https://everyhundredthofasecond.wordpress.com/2012/08/20/ cubans-at-play/; accessed: 17 July 2018.
    18. https://www.nyunews.com/2017/04/24/anybody-for-chess/; accessed 17 July 2018.


    Автор: Нико ван Уденховен — доктор психологии, сооснователь и ведущий сотрудник организации «Международные инициативы в области развития детей», МИОРД, Лейден, Нидерланды,
    e-mail: nico.vanoudenhoven@gmail.com